Анкета получателей услуг ДОУ


НСОКО

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 33

Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, набережная реки Фонтанки, дом 149, лит. А.

(812)714-56 63, (812)714-14 72

dou33.adm@obr.gov.spb.ru

Сайт Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

ГБДОУ детский сад №33 Адмиралтейского района СПб

Адрес: Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, набережная реки Фонтанки, дом 149, лит. А.
Телефон: (812)714-5663, (812)714-1472
Эл. почта: dou33@adm-edu.spb.ru / dou33@inbox.ru

Этап постановки звука

 


Способы постановки

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим).

Есть несколько способов постановки звука.

Первый способ.

Первый способ – в игре. Не нужно объяснять ребенку, что Вы занимаетесь постановкой звука, предложите ему просто поиграть. Используйте такой игровой прием: показать какое –то действие и озвучить его. Например: мышка утащила фантик от конфетки и шуршит им – шшш (изображаете руками движение лапок и четко произносите звук ш), к ней прибежала другая мышка, и они стали играть вместе – шшш (предложите ребенку изобразить другую мышку и пошуршать за нее, если нужный звук не получается, акцентируйте его слуховое внимание на том, как говорите Вы, но не называйте это звуком, просто так шуршит мышка). Проявите фантазию, сочините вместе с ребенком целую сказку про веселых мышат. Можно использовать и такие звукоподражания: прокололось колесо – шшш, подул сильный ветер – шшш, набегают волны на берег – шшш, шуршат листья  и т.д.

Второй способ.

Второй способ – по подражанию, перед зеркалом достаточного размера, сидя рядом со взрослым. Внимание ребенка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный и слуховой контроль). Этим создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту, проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках (например з), при этом свою ладонь нужно положить на шею ребенку и ладонь ребенка на

шею себе.

Если ребенок не может выполнить по образцу требуемые движения, переходите к подготовительному этапу постановки данного звука (артикуляционная гимнастика, выработка воздушной струи и т.д.)

После освоения общего комплекса артикуляционной гимнастики и гимнастики для данного звука, сделайте попытку снова использовать второй способ постановки звука. При возникновении трудностей используйте его в сочетании с третьим способом.

Третий способ.

Третий способ – с механической помощью.

Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для звука ш) Вы можете использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка (для звука р) палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть и подстричь ногти), ватную палочку, коктейльную трубочку с шариком на конце, туго набитую ваткой длинную соску.

При работе с любым способом постановки избегайте названия звука, который хотите получить, чтобы ребенок не возвращался к неправильно сформированному стереотипу. Называйте звук с помощью звукоподражания. Например, если ребенок правильно выполнил все инструкции и звук з произносится верно, Вы вводите соответствующее звукоподражание: “Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? Еще раз так позвени”. Когда звук будет поставлен, Вы сможете соотнести звукоподражание с этим звуком: “Звонок звенит так же, как я произношу ззз. Скажи и ты звук зззз”.

К следующему этапу – автоматизации звука переходите только тогда, когда ребенок по Вашей просьбе может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

В приложениях вы сможете найти картинки-символы звуков.

Этап автоматизации звука

               

Этап автоматизации звука

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной.

 

Здесь перед Вами стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

 

При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, о, у, ы, э сначала в прямых слогах: са, со, су, сы, сэ,  затем в обратные: ас, ос, ус, ыс, эс, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асо, асу, асы, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

 

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

 

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных

слов, в той же последовательности.