Анкета получателей услуг ДОУ


НСОКО

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 33

Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, набережная реки Фонтанки, дом 149, лит. А.

(812)714-56 63, (812)714-14 72

dou33.adm@obr.gov.spb.ru

Сайт Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

ГБДОУ детский сад №33 Адмиралтейского района СПб

Адрес: Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, набережная реки Фонтанки, дом 149, лит. А.
Телефон: (812)714-5663, (812)714-1472
Эл. почта: dou33@adm-edu.spb.ru / dou33@inbox.ru

Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, следует рассмотреть, какие органы вовлекаются в процесс произнесения звуков. Какое положение они принимают в процессе работы. Давайте сделаем это на примере наиболее часто нарушаемых в произношении звуков: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ

Как видно из примеров для произнесения каждого звука требуется слаженная, согласованная, тщательно координированная работа различных органов (диафрагмы, легких, гортани, мягкого неба, губ, щек, языка и др.)

Теперь можно познакомиться с артикуляционными упражнениями. Наиболее часто используются следующие: «Лягушечка-хоботок», «Заборчик»,  «Лопаточка (Блинчик)», «Иголочка (Змейка)», «Качели», «Футбол (Орешки)», «Часики», «Чистим зубки», «Киска злится (Горка)», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан (Дятел)», «Маляр».

Помимо традиционных, хорошие результаты в работе с детьми, страдающих сложными речевыми нарушениями (например, дизартрией), дают упражнения с элементами самомассажа: «Расческа», «Кусаем язычок», «Наказать непослушный язычок», «Месим тесто», «Почеши щечку о зубки».

 

Необходимо выработать у ребенка сильную, направленную воздушную струю. Это важно не только для постановки звука, но и для профилактики простудных заболеваний.  Здесь помогут разнообразные пособия: вертушки, мыльные пузыри. Кроме того, дуть можно на листочки, снежинки, перышки, карандаш и многое другое. При выполнении упражнений на дыхание следят, чтобы ребенок не поднимал плечи, не надувал щеки, помещение предварительно следует проветрить. Дыхательные упражнения достаточно выполнять 2-3 минуты.

После того, как ребенок научился хорошо и правильно выполнять артикуляционные упражнения, сильно дуть, можно приступать к постановке звука. Смысл этого этапа в том, что ребенок должен научиться одновременно удерживать необходимую позицию языка, губ, выдыхая при этом воздух и добавляя голос при необходимости. Большинство звуков можно поставить по подражанию. Трудности обычно возникают со звуком Р. Здесь используется шариковый зонд (или палец ребенка, который предварительно следует тщательно вымыть). Ребенка просят быстро произносить звук Д-Д-Д, при этом зондом производят движения вправо-влево. Постепенно необходимость в данном приспособлении отпадает.

Поскольку этап подготовительных упражнений может быть достаточно длительным, то рекомендуются различные игры и упражнения. Можно совместно с ребенком изготовить картинки-символы к упражнениям, которые помогут в организации и проведении игр. Интересно проводить гимнастику, имитируя при этом движения языка с помощью рук. К упражнениям можно подобрать стихи, загадки, придумать для них новые названия.

Помните, что новое упражнение можно вводить только тогда, когда хорошо усвоены предыдущие, занятие не должно превышать 15-20 минут, проводиться на фоне положительных эмоций. Придумывайте, фантазируйте, сочиняйте и успех не заставит себя долго ждать!